26.05.2017

191540_51770В правительстве РФ обсуждают единовременность или поэтапность повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума. Заявленное грядущее повышение МРОТ с 1 июля до 7,8 тыс. рублей, возможно, будет иметь продолжение, заявили эксперты корреспонденту ИА REGNUM.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев поручил Минтруда, Минфину и Минэкономразвития страны подготовить проект федерального закона о повышении МРОТ до прожиточного минимума работающего населения. Напомним, МРОТ устанавливается постановлением правительства РФ не реже одного раза в год и крепко связан с величиной прожиточного минимума статьей 133 Трудового кодекса, которая гласит, что «минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения».

Не исполнение 133 ТК РФ — это нонсенс

«Факт, что за все эти годы МРОТ в стране так и не смог догнать величину прожиточного минимума — это просто нонсенс, — считает политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. — Законопроект потребует значительных финансовых затрат. Это связано с тем, что к МРОТ привязаны размеры ряда социальных выплат. Именно поэтому министерство финансов России довольно давно и последовательно выступает оппонентом этой инициативы. Впрочем, решение принято, и прямое поручение премьер-министра должно снять все возражения».

Прожиточный минимум — это количество денег для покупки необходимых благ для выживания. Соответственно, получать меньше этой суммы — значит быть за чертою бедности. Тем временем в регионах наблюдается существенный разрыв между МРОТ бюджетников и работников внебюджетной сферы. И этот МРОТ не дотягивает даже до среднедушевого прожиточного минимума.

МРОТ vs ПМ — уральский разнобой

На проведенном 27 февраля в Екатеринбурге полпредом президента в УрФО Игорем Холманских совещании с руководителями профсоюзов УрФО был заявлен главный вопрос — в большинстве регионов Уральского федерального округа минимальный размер оплаты труда не достигает прожиточного минимума. На сегодняшний день в Курганской области он составляет менее 80% от прожиточного минимума, в Свердловской — чуть более 80%, а в Челябинской и Тюменской областях — около 90%.

Напомним общероссийский МРОТ на сегодня составляет 7 тыс. 500 рублей. В регионах данный показатель применяется для работников бюджетной сферы. Однако есть регионы, в частности, Тюменская область, где для бюджетников МРОТ установлен выше общероссийского показателя. Прожиточный минимум на I квартал 2017 года в расчете на душу населения будет утвержден в июне, а пока действует норма IV квартала 2016 года. На душу населения полагается 9 тыс. 691 рублей. Для трудоспособного населения — 10 тыс. 466 рублей. При этом, по данным Росстата, 13,5% жителей региона имеют доходы ниже прожиточного минимума.

В Курганской области прожиточный минимум за I квартал на душу населения составил 9 тыс. 438 рублей, даже меньше общероссийского. МРОТ — 8 тыс. 770 рублей для работников внебюджетной сферы и 7 тыс. 500 рублей для бюджетников. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, по данным Росстата, более 19%.

Директор департамента труда Курганской области Игорь Ксенофонтов сообщил, что «в области в 2018 году размер МРОТ достигнет 100% от прожиточного минимума — это наша плановая и достижимая задача».

 

Прожиточный минимум на душу населения в Тюменской области в I квартале 2017 года составил 10 тыс.147 рублей. МРОТ — 8 тыс. 500 рублей для бюджетников и 9 тыс. 950 для остальных работников. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, по данным Росстата, 15%.

 

Величина минимума на душу населения в ЯНАО сегодня составляет 15 тыс. 973 рубля. МРОТ — 12 тыс. 431 рубль для внебюджетников и 7 тыс. 500 для бюджетных организаций. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, по данным Росстата, 8%.

В Югре прожиточный минимум на душу населения равен 14 тыс. 816 рублей. МРОТ — 15 тыс. 175 рублей для трудоспособного населения, и рассчитывается в зависимости от северного коэффициента от всероссийского МРОТ 7 тыс. 500 рублей. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, по данным Росстата, 13%.

Кстати, руководители профсоюзных объединений УрФО выступили против инициативы доведения минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума за счет включения в него районных коэффициентов и «северных надбавок». «Формирование такого подхода может привести к снижению уровня доходов работающих в северных регионах граждан», — констатировал полпред Холманских.

«Естественное требование», но «губительный процесс»

Эксперты и аналитики рассматривают посылы правительства не как взять «под козырек» и натянуть МРОТ до прожиточного минимума, рассчитанного хотя бы на душу населения, а как это скажется на экономике страны в целом.

Аналитик ГК ТелеТрейд Марк Гойхман считает, что повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума — естественное требование.

«Минимальная зарплата должна обеспечивать хотя бы самые насущные расходы, необходимые для жизни. Проблема очень острая, поскольку доходы ниже минимума имеют 19,8 млн человек, или 13,5% населения страны, согласно последним данным Росстата. Но очень важно, в какие сроки, согласно разрабатываемому закону, будет планироваться такое повышение МРОТ. Ранее предполагалось, что для этого потребуется несколько лет, потому что пока экономика и, в частности, бюджет, не генерируют достаточных доходов. Выгоду от увеличения МРОТ до прожиточного минимума получат прежде всего низкооплачиваемые работники. И есть опасность, что в каких-то случаях такие должности будут сокращаться при повышении МРОТ. Не обеспеченное увеличение зарплат способно усилить инфляцию, которая может свести на нет позитивный эффект. Следует определить и источники увеличения МРОТ, так как это дополнительная нагрузка и на бюджет, увеличивающая его расходы», — говорит эксперт Марк Гойхман.

Повышение МРОТ до прожиточного минимума фактически невозможно реализовать на практике, полагает член Торгово-промышленной палаты России, руководитель Комитета МТПП по вопросам развития инвестиционной среды для бизнеса Анна Вовк. Она считает, что этот маневр уничтожит малый и средний бизнес.

«Перед принятием такого решения необходимо, прежде всего, ответить на вопрос, откуда взять деньги. Ведь невозможно обойтись повышением зарплаты только тем 4,7 млн человек, которые работают за МРОТ, потратив на это 15 млрд рублей, придётся соответственно поднимать и остальные зарплаты — должно же сохраняться соотношение дохода на разных должностях, — доказывает свой тезис эксперт Анна Вовк. — И если в госсекторе такое повышение еще возможно за счёт изыскания дополнительных средств в закромах, то повышение зарплат в коммерческих предприятиях сейчас выглядит маловероятным. У предпринимателей просто не хватит денег на выполнение этого указа, а давать субсидии на зарплаты никто не собирается».

«В итоге у бизнеса будет только два выхода: либо формально немного сократить рабочую неделю, тем самым полностью избавившись от требований по МРОТу, либо еще дальше уходить в тень, уклоняясь от официального оформления сотрудников. Оба варианта негативно скажутся и на регулировании рынка труда, и на собираемых в казну средствах. Рост МРОТ непременно должен соответствовать экономическому росту, иначе это очередная необоснованная попытка выбить деньги из бизнеса, который и так сейчас задыхается от непомерного бремени налогов и так называемых неналоговых платежей», — резюмирует руководитель комитета Московской торгово-промышленной палаты Анна Вовк.

Эксперты полагают, что выравнивание МРОТ до прожиточного минимума принесет как минимум инфляцию на 19−13%, по числу получающих ниже прожиточного минимума, как максимум — обрушение экономики

 



× шесть = 6